Несмотря на явный разворот в газоэкспортной политике России, энергетический рынок Европы по-прежнему будет интересовать РФ, а транзит российского природного газа через Украину сохранится, считает старший эксперт Оксфордского института энергетических исследований Саймон Пирани.
Одновременное прекращение «Газпромом» реализации «Южного потока», переговоров с ЕС по увеличению мощности газопровода ОПАЛ, по которому газ «Северного потока» идет вглубь Европы, а также контактов российского газового холдинга с BASF пo вопросу увеличения доли в немецкой Wingas до 100% – звенья одной цепи.
«Все указывает на то, что «Газпром» в отношении Европы утратил интерес, но отнюдь не к продаже газа, — это всего лишь попытка контролировать стоимостную цепочку на всем пути до конечного потребителя», — считает Саймон Пирани.
Оценивая, является ли поворот России на Восток вынужденной мерой или это лишь логическое продолжение того, что было объявлено еще в 2000 году, оксфордский эксперт видит эту переориентацию абсолютно логичной прежде всего с экономической стороны, а не с геополитической.
«Всем давно было ясно, что газ Восточной Сибири нужно отправлять в Китай. Россия и Китай долго приспосабливались друг другу как торговые партнеры. Геополитическая причина лишь подтолкнула Россию подписать контракт, который экономически предсказуемым был уже 10 лет тому назад», — заявил Пирани.
На вопрос о судьбе российско-украинских газовых отношений, Пирани высказал сомнения, что при их нынешнем характере сторонам удастся быстро договориться по поставкам со второго квартала, если не вмешается Еврокомиссия. Высказывания главы «Газпрома» насчет полного отказа от транзита газа через Украину он считает риторикой, которая может помочь улучшить переговорную позицию.
«Во-первых, чтобы обыграть с полной коммерческой отдачей свою очень сильную позицию, «Газпрому» обязательно понадобится отправлять какую-то часть газа через Украину. Во-вторых, им заключены долгосрочные контракты, согласно которым компания много лет поставляла газ европейским потребителям и будет его поставлять, что наверняка (в «Газпроме» — ред.) и желают. Даже если контракты будут пересмотрены и все трубы в Турцию проложены, почти нет сомнений, что какие-то транзитные объемы будут идти через Украину», — считает эксперт.
Обсуждая вопрос о способности «Газпрома» осуществить и «Турецкий поток», и два гигантских проекта, ориентированных на Китай, лондонский аналитик охарактеризовал нынешнюю инвестиционную ситуацию для всех российских компаний как весьма сложную – возможности займов сейчас находятся где-то в диапазоне между «трудно и невозможно», заявил Пирани. Финансирование проектов «Газпрома» будет идти трудно: о жесткой экономии свидетельствует хотя бы повторный тендер, объявленный концерном на один из проектов по строительству газопровода «Сила Сибири».
|