Среди европейских стран углубляются расхождения в ответах на вопрос, добывать или не добывать газ из сланцевых пород. Ситуацию анализируют эксперты по энергетике из международной юридическо-консалтинговой фирмы Covington & Burling.
На прошлой неделе Великобритания законодательно облегчила проведение технологических операций по добыче газа с применением гидравлического разрыва пласта (фрекинг). Германия, наоборот, сегодня хочет законом ограничить добычу из сланцевых пород, несмотря на рекомендации Еврокомиссии, которые, впрочем, носят не обязывающий характер. В отсутствие императивных правовых норм субъекты сами решают вопрос о «правилах поведения», что и показал различный подход Великобритании и Германии к проблеме добычи методом гидроразрыва. Для стран, которые особенно чувствительных к своей национально-природно-географической идентичности, это действительно проблема – для многих из них перспективы будущей энергетической безопасности остаются весьма неясными.
Британцы приняли акт, в котором содержатся следующие положения по добычи углеводородов из сланцевых пород.
Во-первых, право использовать этот метод для извлечения нефти и геотермальной энергии касается глубинных пластов – по меньшей мере, при бурении на глубину 300 метров и ниже.
Во-вторых, требуются природоохранные подтверждения соблюдаемых мер безопасности, необходимой глубины бурения, проверок со стороны местных властей с учетом конкретной среды (вместо списка общих требований по окружающей среде), а также публичное уведомление о выдаче ими разрешения на работы и принятие обязательств по мониторингу выбросов метана (только метана).
Запрет распространяется только на фрекинг «внутри защищаемых зон источников водоносных пластов», тогда как в первоначальном варианте значилось «внутри и под». Таким образом, глубинная добыча окажется возможной, например, под национальными парками, хотя точка входа скважины будет и за их пределами. Шотландия и Уэльс уже заявили, что несмотря на принятие Акта, они запретят проведение операций с гидроразрывом на своих территориях, поскольку у них есть такое право.
В Германии действующее ныне энергетическое законодательство не регулирует технологий гидроразрыва. На уровне федеральных земель контролируются объемы добычи энергоресурсов, согласно природоохранному законодательству. В 2015 году Бундестаг должен принять дополнительный пакет законов, по которому уже подготовлены следующие проекты: 1) по запрету гидроразрыва для сланцевого и природного газа на глубинах менее 3 тыс метров для минимизации рисков от данной технологии; 2) по ужесточению ответственности за ущерб от бурения скважин, в том числе глубокого бурения; 3) по анализу возможного воздействия горных работ на окружающую среду (бурение допускается только для проведения такого анализа). К 2018 году власти каждой из федеральных земель должны располагать подробными экспертными оценками, согласно которым технологии гидроразрыва будут подвергаться запрету или же получать одобрение, и для второго случая еще будут разрабатываться строжайшие природоохранные условия и требования. Таким образом, и Германия в каких-то местах своей обширной территории еще может получить собственный газ, который добывается как традиционными, так и нетрадиционными технологиями.
|