Литва рассматривает вопрос о том, чтобы разрешить оператору терминала СПГ в Клайпеде госкомпании Klaipedos Nafta реэкспорт норвежского газа с терминала Independence на мировые рынки в летний период. Такое заявление сделал исполнительный директор литовской компании Мантас Бартуски. Информацию передает агентство Reuters.
В конце прошлого года Litgas, отделение энергетической госкомпании Lietuvos Energija, подписало 5-летний контракт с норвежской госкомпанией Statoil на поставку в Клайпеду СПГ в объеме 540 млн кубометров газа в год. Тот факт, что новый терминал открыл Литве доступ к поставкам сжиженного природного газа от мировых производителей, сразу улучшил переговорные позиции Литвы в общении с «Газпромом». Чтобы удержать долю рынка, российский концерн тут же дал скидку 20%, отмечает Reuters.
Для исполнительного директора Klaipedos Nafta это почему-то означает, «что СПГ уже не будет немного дороже, чем российский газ из трубопровода (как это было раньше), что создает возможность перенаправить часть грузов летом. Если правила изменятся, терминал сможет перепродать норвежский СПГ с выгодой другим покупателям».
Оператор ссылается на «снижение спроса на газ в летний период» в качестве главной причины реэкспорта. Однако реальное положение дел с литовским терминалом несколько иное, чем это было представлено британскому информагентству. В конце марта аналитический портал RuBaltic, освещающий события в балтийском регионе, приводил конкретные цифры и экспертные мнения.
«Терминал надо загружать, и работать в экономическом плане он будет лишь при обороте 10 млрд кубометров и более. При меньших объемах затраты на его эксплуатацию не будут окупаться, а у Литвы есть большая беда – мы не можем договориться ни с одним из наших соседей», — предупреждал еще до открытия клайпедского терминала почетный член литовского комитета Мирового совета по энергетике Альгирдас Стумбрас.
По данным той же Klaipedos Nafta, строительство и аренда судна-хранилища с его параллельным выкупом в течение 10 лет обойдется Литве в сумму около 759 млн долларов. Кроме того, необходимо оплачивать сам норвежский газ. По прогнозу, сделанному прошлой осенью Государственной комиссией по контролю за ценами и энергетикой, его цена в среднесрочной перспективе будет составлять 563 доллара за 1 тыс кубометров (Россия продает свой газ Литве за 370 долларов).
Два года назад «Газпром» разрешил Прибалтике реэкспортировать газ, как того требовали в Еврокомиссии. До ввода в строй польско-литовского газопровода GIPL (в 2018–2020 годах) Прибалтика останется «энергетическим островом ЕС», так что литовский реэкспорт после 20% снижения цены на российский газ рассчитан на ее северных соседок — Латвию и Эстонию. Совет по конкуренции Эстонии даже сделал для исключение для Litgas, чтобы литовская компания могла торговать газом на эстонском рынке без дополнительной лицензии.
«Только под видом дорогого норвежского газа с СПГ терминала и по его «демократической» цене 563 доллара Латвии и Эстонии будут продавать все тот же дешевый российский газ из трубы за 370 долларов, а прибыль оставлять на поддержание СПГ-терминала и прочим выгодополучателям. Объемов, необходимых прибалтийским соседям, все равно недостаточно, чтобы СПГ терминал в Клайпеде был загружен по полной и не был убыточен. Но при мошеннической схеме с продукцией «Газпрома» литовским политикам можно и сохранить лицо, и неплохо заработать», — считает аналитик RuBaltic Александр Носович.
|