У нефтяников появились новые вопросы к налоговой системе “60-66″. Они просят правительство не повышать с 2015 года пошлину на экспорт готовых масел, которая должна составить 100% от нефтяной. В компаниях считают, что изменение ставок пошлин на масла не приведет к серьезным потерям для бюджета, но позволит им сохранить позиции на международных рынках, пишет “Коммерсантъ”.
Как стало известно, в начале марта президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, гендиректор “Газпром нефти” Александр Дюков и исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан обратились к вице-премьеру Игорю Сечину с просьбой поддержать их предложение по снижению экспортных пошлин на готовые масла. По мнению нефтяников, налоговая система “60-66″ может негативно сказаться на этом сегменте бизнеса — сейчас экспорт масел, которые приравнены к темным нефтепродуктам, облагается пошлиной в размере 66% от нефтяной, с 2015 года она должна составить 100%. Нефтекомпании предлагают сохранить пошлину на прежнем уровне, внеся соответствующие изменения в постановление. Игорь Сечин в конце марта поручил профильным ведомствам проработать вопрос.
Официально в ЛУКОЙЛе, “Газпром нефти” и ТНК-ВР ситуацию не комментируют. В Минэкономики подтвердили, что “вопрос прорабатывается, позиция ведомства будет представлена до конца апреля”. Источник в Минэнерго заявил, что считает “предложения нефтяников логичными и обоснованными, но позиция пока официально не сформирована”.
По словам собеседников в нефтекомпаниях, экспортная пошлина на готовые масла, в том числе высокотехнологичные смазочные материалы, “была приравнена к мазуту и отработанным нефтепродуктам, пошлина на которые составит с 2015 года 100%, фактически случайно”. В письме говорится, что выпуск масел осуществляется с использованием трех-четырех технологических процессов с высокими удельными затратами, при этом сырьем являются темные продукты переработки нефти. “В результате увеличивается глубина переработки и обеспечивается выпуск продукта с высокой добавленной стоимостью”,— отмечают в компаниях. Альтернативой производству масел является выработка темных нефтепродуктов, “что противоречит основной идее введения новой системы экспортных пошлин — “60-66″”.
Кроме того, российские нефтекомпании преодолевают значительные конкурентные барьеры входа на рынок готовых масел, им необходимо формирование конкурентоспособной продуктовой линейки. “Для стимулирования значительных инвестиций в производство конкурентоспособных масел должен быть сформирован эффективный рынок сбыта, в том числе экспортный”,— считают нефтекомпании. Премиальный сегмент российского рынка масел на протяжении длительного времени был представлен исключительно иностранными производителями — BP, Castrol, Shell. “В настоящее время отечественные компании масляного профиля, создав линейки премиальной продукции, осуществляют программу импортозамещения, вытесняя с российского рынка смазочных материалов иностранных производителей или стимулируя их к созданию собственных производств в России”,— отмечают нефтяники.
Всего в России в 2011 году было произведено 2,6 млн тонн масел — базовых и готовых. Готовых масел было экспортировано менее 1 млн тонн, указывают нефтяники, в то время как экспорт нефтепродуктов составляет около 130 млн тонн. По словам источников на рынке, около 50% в экспорте занимает ЛУКОЙЛ; “Газпром нефть” и “Роснефть” (собеседники говорят, что последняя не присоединилась к просьбе в первую очередь из-за внутренних бюрократических проволочек) — по 20%. Источник в одной из нефтекомпаний отмечает, что они уже начали терять позиции на рынках стран ближнего зарубежья — “такими темпами до 2015 года можно и не дотянуть”. Причем вывод масел в розничный сегмент зарубежных рынков, отмечает собеседник, требует больших инвестиций в рекламную кампанию и продвижение нового бренда. Потери всех экспортеров от повышения пошлины при текущих ценах могут составить около $100-150 млн в год.
Продажа премиальных масел — высокомаржинальный бизнес, говорит аналитик “ИФД-Капитала” Виталий Крюков. Сейчас большинство компаний выпускает свои линейки, инвестирует значительные суммы в раскрутку брендов, считает эксперт. При этом большинство технологий нефтяникам необходимо приобретать, и 100-процентная пошлина действительно может сделать экспорт невыгодным, хотя для них это еще во многом и имиджевый проект.
|