Энергетический сектор, составляющий около 30% российского ВВП, вряд ли серьезно пострадает от санкций, если только они не продлятся слишком долго, считает Эшли Киндерган, аналитик интернет-ресурса The Financialist, финансируемого швейцарским банком Credit Suisse.
По его мнению, санкции хоть и перекрыли поставку современных технологий из западных стран для России, но основная ее нефтедобыча в них не так уж и нуждается, поскольку пока разрабатываются вполне доступные залежи. Долгосрочные санкции могут замедлить освоение арктических ресурсов России, а также добычу огромных запасы тяжелой нефти в труднодоступных сланцевых пластах. В настоящее время доля тяжелой нефти в общем объеме составляет всего лишь 1%, однако в Управлении энергетической информации США полагают, что месторождение Баженова Свита в Западной Сибири имеет потенциал в 75 млрд. баррелей сырой нефти на выходе, что обещает стать самым большим запасом этого вида сырья в мире.
Два самых жестких сценария – Россия полностью перекрывает газовую трубу и переходит к открытой военной кампании на Украине. Однако в Credit Suisse этого, конечно, не исключают, но также и не видят достаточно веских для этого оснований. До начала зимы осталось не так уж и много времени, а Европа еще не получила 30% объемов необходимого ей на зимний период российского газа, что, скорее всего, удержит стороны от резких шагов, отмечает Эшли Киндерган.
Сроки и тяжесть нынешних и возможных будущих санкций зависят, разумеется, от развития ситуации Россия — Украина, однако в октябре европейским чиновникам все-таки придется вносить какие-то коррективы в свою политику.
Наиболее вероятный сценарий – ситуация с поставкой энергоресурсов в Европу не претерпит серьезных изменений, но России, по мнению автора статьи, не нужно этим обольщаться.
«Всегда проходит какое-то время, прежде чем санкции начинают ощутимо сказываться на экономике, – считает Марк Хэфлиджер, эксперт по инвестиционной стратегии Департамента частного банковского дела и финансового управления Credit Suisse. – Если компании перестают вкладывать деньги, то реально это проявится в срок от шести месяцев до года».
А кто скажет, сколько времени потребуется, чтобы все вернулось на круги своя, задается вопросом автор? По его мнению, нельзя также и недооценивать влияние санкций на общую атмосферу в бизнесе.
Так, например, в Credit Suisse полагают, что банки, подпавшие под санкции, вряд ли не выполнят обязательств по еврооблигациям на 48 млрд. долларов, находящимся сейчас в обращении, но это не означает, что инвесторам, держателям этих облигаций, можно спать спокойно. Понятны риски, связанные с выданными банком долговыми обязательствами, и это будет продолжаться столько, сколько российские финансовые учреждения будут отлучены от международных финансовых рынков.
|