Евросоюз все энергичнее обхаживает Азербайджан и Туркмению, в то время как отношения с Россией портятся, сообщает The Financial Times. "Это попытка поместить богатые газом, но неоднозначные в политическом отношении страны в центр энергетической политики блока", - отмечает корреспондент Кристиан Оливер.
В предварительных вариантах энергетического плана ЕС, который будет обнародован сегодня, сказано, что ЕС обещает "использовать все свои внешнеполитические инструменты для налаживания стратегического энергетического партнерства" с Азербайджаном, Туркменией и Алжиром.
Конфликт на Украине заставил сильно усомниться в надежности поставок газа из России, говорится в статье. Россия останется "очень важным поставщиком" ЕС, но ее влияние снизится, сказал вице-председатель Еврокомиссии Марош Шефчович в интервью газете.
Шефчович уделяет приоритетное внимание "южному коридору" для прокачки каспийского (и потенциально ближневосточного) газа в Юго-Восточную Европу. Конечным отрезком этой сети станет Трансадриатический газопровод (ТАГ). Предполагается, что к 2020 году он будет прокачивать в Европу 10 млрд кубометров азербайджанского газа.
Шефчович заявил: ЕС задействует всю свою политическую мощь, чтобы работы завершились к концу 2019 года.
Внимание к Юго-Восточной Европе усиливается, поскольку Россия отменила строительство "Южного потока". ТАГ будет удовлетворять потребности Европы лишь на 2%, но руководство проекта утверждает, что после 2020 года пропускную способность можно увеличить до 20 млрд кубометров.
Чтобы раздобыть дополнительные объемы газа, Шефчович начал обхаживать замкнутую и репрессивную Туркмению, пишет автор статьи. В понедельник он встретился с послом Туркмении в Брюсселе. Вскоре планируется подписать предварительное соглашение.
Россия уверяет: страны Прикаспийского региона могут экспортировать газ лишь с согласия всех остальных государств, имеющих выход к Каспию. Но Шефчович надеется найти формы экспорта туркменского газа.
В этом месяце, когда "Газпром" объявил о сокращении своего импорта из Туркмении, обострилась борьба за туркменский газ между ЕС и Китаем, отмечает корреспондент.
|