Газпром резко нарастил поставки газа в Европу. По данным европейских газотранспортных операторов, транзит через Украину вырос почти на 40%, в основном на пункте сдачи Вельке-Капушаны на украинско-словацкой границе, где прокачка выросла в 2,2 раза, до 107,7 млн кубометров. Около 70% дополнительного газа пошло в Италию, остальное в южную Германию. Также Газпром почти вдвое увеличил подачу газа через Nord Stream, примерно до 95 млн кубометров в сутки. Загрузка газопровода Ямал--Европа выросла на 19%, до 82 млн кубометров в сутки. Дополнительный газ по ним был примерно поровну распределен между Германией и странами Северо-Западной Европы, пишет «Коммерсант».
С сентября 2014 года "Газпром" урезал снабжение Европы газом, начав с украинского направления транзита. Монополия рассчитывала, что это вынудит ЕС отказаться от реверсных поставок на Украину. Когда к концу 2014 года стало понятно, что прием не работает, "Газпром" снизил до минимальных уровней поставки по Nord Stream и Ямал--Европе. Замысел заключался в том, чтобы заставить европейцев исчерпать запасы газа в хранилищах и поднять цены на спотовом рынке: это сделало бы реверс на Украину коммерчески невыгодным и дало бы России козырь в переговорах с ЕС по широкому кругу вопросов. Но, хотя запасы в европейских ПХГ к началу марта упали до минимума, цена газа на споте серьезно не изменилась, в основном благодаря приходу СПГ и ожиданию снижения цен по контрактам с нефтяной привязкой.
Источники в Газпроме связывают резкое изменение политики со встречами, состоявшимися 5 марта: к Владимиру Путину прибыл премьер Италии Маттео Ренци, а к главе Газпрома Алексею Миллеру — глава немецкой Wintershall Райнер Зеле. Wintershall — один из старейших партнеров Газпрома в Европе, до недавнего времени они также были партнерами по Verbundnetzgas (VNG). Сейчас у VNG самый низкий уровень заполнения ПХГ в Германии (21,8%), у другого немецкого партнера Газпрома — компании Ewe — всего 23%. По мнению собеседников "Ъ", Райнер Зеле убеждал Газпром увеличить поставки.
В то же время в Западной Европе в целом до сих пор не было опасений по поводу нехватки газа, а решение Газпрома увеличить поставки оказалось неожиданным. Зато теперь осложнилась ситуация для Украины, которой приходится поддерживать резко выросший транзит за счет ПХГ, истощенных за отопительный период.
|