В большом розыгрыше на всемирной арене энергетики (который становится все более политическим) Дональд Трамп, вероятно, пытается построить ось с Москвой. Союз между Вашингтоном и Москвой, безусловно, не полномасштабный, он ограничен узкими вопросами, но он уже не представляется плодом фантазии в свете дипломатических встреч, сопутствующих крестовому походу США против иранской нефти.
Белый дом, решительно настроенный свести к нулю экспорт тегеранского сырья, должен призвать всех возможных альтернативных поставщиков сделать все, чтобы избежать космического взлета цен, ведь он может вызвать недовольство американских потребителей накануне промежуточных выборов в ноябре. А Россия (вместе с Саудовской Аравией) — одна из немногих стран, способных внести настоящий вклад, главным образом при помощи сырья «medium-sour» (сернистой сырой нефти), по качеству схожей с тем, что производит Иран.
Взамен США могут предложить ослабление некоторых санкций, например, в отношении алюминиевого гиганта «Русал» (который действительно дистанцировался от олигарха Олега Дерипаски, как того требовал Вашингтон). Или это могут быть санкции, которыми пока только грозят, — против расширения газопровода «Северный поток», строительство которого ведет Газпром вместе с рядом европейских партнеров, стремясь обойти территорию Украины. <
Российский министр энергетики Александр Новак — находящийся в Вашингтоне с официальным визитом на конференции по газу — заявил, что в ходе двух отдельных встреч — с одной стороны с его американским коллегой Риком Перри (Rick Perry) и с другой с человеком, занимающимся мерами ограничения против Москвы, министром финансов Стивеном Мнучином (Steven Mnuchin) — разговор шел как раз «об энергетике и санкциях».
«Мы обсуждали вопросы энергетики и, разумеется, затронули также вопросы, связанные с санкциями. Мы не можем откладывать решение трудных вопросов», — заявил Новак, конкретно указывая на «Северный поток».
<«У нас были споры с Россией, — признал Перри, — но я из тех, кто считает необходимым говорить с людьми и находить ситуации, в которых будет возможно взаимное сотрудничество». Оба министра, добавил Новак, согласились «поддерживать связь и сотрудничество, потому что энергетика может стать движущей силой в отношениях между США и Россией».
В самом скором времени ожидаются встречи на самом высоком государственном уровне. 27 июня советник по национальной безопасности США Джон Болтон (John Bolton) был в Москве, где встретился с министром иностранных дел Сергеем Лавровым и президентом Владимиром Путиным. Эти встречи стали подготовительным этапом для встречи Путина с Трампом, которая, как сообщается, должна состояться в середине июля в одном из городов Европы.
Россия считается верным союзником Ирана. Вместе с Саудовской Аравией она, однако, возглавила на прошлой неделе коалиционное соглашение по увеличению производства сырья на миллион баррелей в день между странами ОПЕК и странами, не принадлежащими к ОПЕК. Даже Тегеран подписал это соглашение, несмотря на то, что, вероятно, станет его первой жертвой.
Учитывая постоянно возникающие экстренные ситуации на фронте нефтяных предложений — а также после того, как Вашингтон ясно дал понять, что хочет свести на нет иранский экспорт к ноябрю — потребуются гораздо большие объемы, чтобы удерживать цену за баррель. Марка WTI 27 июня вновь достигла отметки 73 доллара, максимального уровня с 2014 года.
Под давлением железного кулака Америки тем временем иранская экономика уже начинает давать трещину. Многие клиенты Ирана (главным образом, европейские, но и некоторые азиатские) уже отказываются от тегеранского сырья, опасаясь экстерриториальных санкций, которыми угрожают США. Курс обмена риал — доллар упал, и кризис вызвал серию протестов и забастовок в исламской республике.
|